Тихонов Вячеслав Васильевич

Тихонов Вячеслав Васильевич

Вячесла́в Васи́льевич Ти́хонов (8 февраля 1928, Павловский Посад — 4 декабря 2009, Москва) — советский и российский актёр. Герой Социалистического Труда (1982). Народный артист СССР (1974). Наибольшую известность Тихонову принесла роль разведчика Исаева-Штирлица в 12-серийном телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

Вячеслав Тихонов родился в Павловском Посаде Московской губернии (ныне Московская область). Отец, Василий Романович, работал механиком на ткацкой фабрике. Мать, Валентина Вячеславовна, была воспитателем в детском саду. Семья жила в большом двухэтажном деревянном доме вместе с дедом и бабушкой. Любимыми школьными предметами Вячеслава были математика, физика и история. В юности он сделал себе татуировку на руке в виде слова «Слава», которую ему приходилось скрывать на съёмках в течение всей последующей жизни.

С началом Великой Отечественной войны в школе, где он учился, разместился военный госпиталь. Вячеслав в возрасте 13 лет пошёл в ремесленное училище, где учился на токаря. После этого поступил на военный завод, где работал по полученной специальности. Вечерами после работы ходил с друзьями в кинотеатр «Вулкан» смотреть героические картины. Любимыми героями были Чапаев Бориса Бабочкина и Александр Невский Николая Черкасова, актёры Михаил Жаров и Пётр Алейников.

Втайне от родителей мечтал о карьере киноактёра, а родители видели в нём инженера или агронома. В 1944 году он поступил на нулевой курс Автомеханического института. В 1945 году попытался поступить во ВГИК. Сначала его не приняли, однако уже после завершения вступительных экзаменов Борис Бибиков и Ольга Пыжова зачислил его на свой курс, который он с отличием окончил в 1950 году.

В годы учёбы состоялся дебют Тихонова в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948), где он сыграл роль Володи Осьмухина. Этот фильм дал ему творческий импульс, однако, в отличие от большинства актёров, снимавшихся в ролях молодогвардейцев, он почти 10 лет не получал в кино интересных ролей. Режиссёры использовали главным образом его эффектные внешние данные, не стремясь выявить актёрский потенциал. За эти годы он смог заявить о своём даровании лишь работой в Театре-студии киноактёра, сыграв Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо» (1956), поставленном Эрастом Гариным по одноимённой пьесе Евгения Шварца. Это была первая постановка данного произведения драматурга, и Вячеслав Тихонов стал первым исполнителем роли Медведя, в которой позднее уже на киноэкранах блеснули Олег Видов в фильме Эраста Гарина в 1964 году и Александр Абдулов в картине Марка Захарова в 1978 году.

В 1957 году стал актёром Киностудии имени М. Горького. В этом же году на киноэкраны вышел фильм Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове», где он сыграл роль тракториста Матвея Морозова. Эта роль принесла актёру зрительское признание.

В фильме режиссёра Виктора Ивченко «Ч. П. — Чрезвычайное происшествие» (1958) Тихонов сыграл одесского матроса Виктора Райского, весёлого и бесшабашного парня, который становится настоящим героем в схватке с захватившими танкер чанкайшистами.

После этих картин в него поверили режиссёры, и за короткий срок ему был предложен ряд значительных, разноплановых ролей в фильмах Михаила Швейцера «Мичман Панин» (1960), Леонида Лукова «Две жизни» (1961) и Самсона Самсонова «Оптимистическая трагедия» (1963). В фильме Евгения Ташкова «Жажда» (1959) он впервые сыграл советского разведчика, заброшенного в немецкий тыл во время войны.

Крайне успешным стало сотрудничество Вячеслава Тихонова и Станислава Ростоцкого. Вслед за «Дело было в Пенькове» он исполнил роли в фильмах «Майские звёзды» (1959) и «На семи ветрах» (1962). В 1968 году актёр с удивительной достоверностью сыграл учителя Мельникова в фильме «Доживём до понедельника». Скромный, честный, порядочный учитель истории покорил зрительскую аудиторию. В 1977 году он снялся в главной роли в гуманистической картине о сострадании и человеческой жестокости по отношению к ближним и братьям нашим меньшим — «Белый Бим Чёрное ухо». «Из-за закрытых дверей кинозала было слышно, как плачут зрители». А в 1979 году Ростоцкий посвятил своему другу документальный фильм «Профессия — киноактёр».

Во второй половине 1960-х годов Тихонов сыграл Андрея Болконского в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир», что стало большим шагом к вершинам актёрского мастерства. Роль потребовала от актёра полной самоотдачи, и он, подобно всем участникам съёмок, работал с неимоверным напряжением сил. Леонид Броневой в роли Мюллера и Вячеслав Тихонов в роли Штирлица в телесериале «Семнадцать мгновений весны», 1973 год

В 12-серийном художественном телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» он сыграл самую известную свою роль — разведчика Исаева-Штирлица. Актёрская удача принесла ему невиданную популярность. Показ фильма, снимавшегося с 1969 по 1972 год, был приурочен ко Дню Победы 1973 года, но был отложен из-за визита Леонида Брежнева в ФРГ. Первую серию зрители увидели лишь 11 августа 1973 года. Это был самый триумфальный год в кинокарьере Тихонова.

Сам актёр не ассоциировал себя со Штирлицем, образ которого привязался к нему на всю оставшуюся жизнь. По воспоминаниям дочери Анны, в ответ на очередное «Ой, Штирлиц!» Тихонов говорил: «Да, иногда меня так называют». А чаще: «Нет, вы меня с кем-то перепутали». С этим телефильмом, слава которого вышла далеко за пределы СССР, съёмочная группа во главе с Тихоновым и Лиозновой объездила многие страны мира. Гонорар за роль Штирлица составил 5500 советских рублей. К выпуску в мае 2009 года раскрашенной версии фильма 81-летний актёр отнёсся резко отрицательно, сказав, что ни к нему, ни ко всей творческой группе это не имеет почти никакого отношения.

Осенью 1974 года Тихонов появился на экране в роли майора НКВД Млынского в картине «Фронт без флангов» (позднее он вернулся к этой роли в фильмах «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага»); на фоне ошеломляющего успеха «Мгновений» фильм в прокате не блистал, и на несколько лет в жизни актёра наступило затишье. Спустя 10 лет он исполнил похожую роль генерал-лейтенанта КГБ в многосерийном телефильме «ТАСС уполномочен заявить…», окончательно укрепив за собой образ «образцового советского разведчика».

В 1978 году актёр в первый и единственный раз снялся в комедии «По улицам комод водили», сыграв хозяина комода. В том же году пробовался на роль Георгия (Гоши) в фильме «Москва слезам не верит», однако режиссёр Владимир Меньшов предпочёл ему Алексея Баталова.

Во второй половине 1970-х годов Тихонову было доверено читать на телевидении текст от автора в документальной трилогии «Малая земля» на основе мемуаров Леонида Брежнева и по личной просьбе генсека; окончание книги «Воспоминания» он читал во время похорон Брежнева в ноябре 1982 года.

Член КПСС с 1976 года. С 1989 по 2009 год являлся художественным руководителем ТПС «Актёр кино».

Конец 1980-х — начало 1990-х годов оказались непростыми для Вячеслава Тихонова — в первую очередь, из-за семейных проблем, связанных с сыном Владимиром, его болезнью и смертью. Перестройка тоже пришлась ему не по душе; идеалы, в которые он верил, разрушались. Знаковых ролей у актёра в этот период не было. По свидетельству режиссёра Сергея Соловьёва, он «не принял новое время, отказался вести актёрскую мастерскую во ВГИКе».

Снялся во второстепенной, но яркой роли в фильме «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова, в телесериале «Зал ожидания» Дмитрия Астрахана, в фильме «Берлинский экспресс». Однако настоящего удовлетворения от съёмок уже не получал, отмечает биограф Наталия Корнеева, а кардинальная смена духовных ценностей в обществе вызывала у него сильнейший внутренний дискомфорт. По воспоминаниям дочери Анны, продюсеры и режиссёры предлагали артисту воплощать на экране образы проворовавшихся шулеров, разнузданных депутатов, спившихся генералов. От этих предложений актёр наотрез отказывался.

В 1998 году заметным событием стал фильм-гротеск Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы», где актёр в компании Михаила Ульянова и Олега Ефремова снялся в роли ветерана-фронтовика, шокированного происходящим в новой России и улетающего с боевыми друзьями за штурвалом на самолёте в неизвестность. Ещё одной ролью, которую отмечают критики, была роль Тихона в фильме Дмитрия и Игоря Таланкиных «Бесы» по роману Достоевского.

В 2000 году поддержал возвращение мелодии Александрова в качестве гимна России.

В 2005 году по просьбе дочери снялся в фильме «Глазами волка» своего зятя, режиссёра Николая Вороновского.

Последним появлением на экране стала роль Бога в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» (2006).

В 2008 году Урсуляк хотел пригласить 80-летнего Тихонова на роль отца Исаева в телесериал «Исаев» о молодости Штирлица, однако отказался от этой затеи из-за сложного отношения актёра к роли, желая, чтобы в памяти зрителей он остался в хрестоматийном образе. Незадолго до кончины Тихонов застал премьеру сериала по телевидению. Об игре Даниила Страхова он сказал в интервью «Комсомольской правде», что молодой артист, хотя советов и не спрашивал, но на него похож, и это приятно.

В 2002 году актёр перенёс инфаркт миокарда.

В мае 2007 года был госпитализирован после неудачного падения и в связи с жалобами на боли в сердце. В марте 2008 года ему сделали несложную операцию в Центральной клинической больнице.

28 ноября 2009 года Тихонов был госпитализирован в ЦКБ. 3 декабря его прооперировали (сделали операцию на сосудах). Хирургическое вмешательство прошло нормально, врачи надеялись на лучшее. Однако состояние становилось всё более тяжёлым. У артиста отказали почки, его пришлось подключить к аппарату гемодиализа, а затем и к аппарату искусственной вентиляции лёгких. По мнению лечащего врача артиста, кардиолога Андрея Леонова, «свою роль сыграли и одиночество актёра, и отсутствие должного ухода».

Вячеслав Тихонов скончался 4 декабря 2009 года в 15:35 по московскому времени на 82-м году жизни.

Соболезнования семье Тихонова выразили, в числе других, Президент России Дмитрий Медведев, Председатель Правительства Владимир Путин и Президент Белоруссии Александр Лукашенко.

8 декабря 2009 года состоялось отпевание в Храме Христа Спасителя, после чего в Доме кино прошла гражданская панихида. В тот же день актёр был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы .

Читать всё


озвучить
озвучить
коллекции
в коллекцию
скрыть
скрыть
орфография
орфография
играть
игра
следующий
следующий

Добавление в коллекцию карточки «Тихонов Вячеслав Васильевич»

Выберите коллекцию

Добавлено!