Ромм Михаил Ильич

Ромм Михаил Ильич

Михаи́л Ильи́ч Ромм (11 (24) января 1901, Иркутск — 1 ноября 1971, Москва) — советский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, публицист. Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1949, 1951) и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1966). Кавалер двух орденов Ленина (1938, 1967). Народный артист СССР (1950).

Михаил Ромм родился в семье еврейских социал-демократов в городе Иркутске Иркутской губернии Российской империи (ныне Иркутская область России), куда был сослан его отец Илья Максимович за участие в революционной деятельности. Согласно обнаруженной исследователями записи в метрической книге иркутской синагоги, он родился тремя днями ранее — 8 (21) января 1901 года.

В 1902 году семью выслали в Заиграево (ныне в Бурятии) к политическим ссыльным. В Заиграево жил до пятилетнего возраста, там же родилась младшая сестра Ида. Затем семья вернулась в Вильну, откуда был родом его отец, а в 1907 году переехала в Москву, где жила на улице Пятницкой, дом 10.

В 1918 году окончил гимназию. В 1918—1920 годах служил в продовольственной экспедиции, в Наркомпроде, в Главснабпродарме, в 1920—1921 годах — в Красной армии в должности младшего инспектора особой комиссии по вопросам численности РККА при Полевом штабе РВСР.

В 1921 году был демобилизован и направлен на учебу в Высший государственный художественно-технический институт (ВХУТЕМАС), на скульптурный факультет, который окончил в 1925 году. Из автобиографии:

Уже во время учебы я помимо скульптуры начал пробовать свои силы в других областях искусства. Этому способствовала моя довольно равномерная одаренность в самых различных направлениях. Я оказался неплохим актером, обнаружил режиссерские задатки, довольно успешно подвизался и на литературном поприще — писал, переводил Золя, Флобера, одно время увлекался музыкой. Как скульптор я сделал ряд работ и выставлялся.

В 1927 году был призван на Сибирские повторные годичные курсы комсостава РККА. В 1928—1930 годах был внештатным сотрудником кинокомиссии в Институте методов внешкольной работы. Получив доступ к фильмам, стал заучивать их наизусть кадр за кадром. Каждый из них смотрел по 20-30 раз, записывал по памяти и делал подробный анализ. По собственному признанию, эта работа дала ему очень много в области монтажа, сценария и мизансцены. В то же время для практики написал более десяти сценариев, ни один из которых не был поставлен. Семью содержал изготовлением диаграмм, чертежей и т. п. В 1930 году начал писать сценарии для Московской фабрики Совкино. Некоторые из них — «Реванш», «Рядом с нами», «Конвейер смерти» — были поставлены.

В 1931 году режиссер Александр Мачерет пригласил его ассистентом на фильм «Дела и люди», а в 1933 году ему была поручена первая самостоятельная работа — немой фильм «Пышка» по Мопассану.

В 1937 году закончил фильм «Тринадцать» о пограничниках в среднеазиатской пустыне - римейк американской ленты «Потерянный патруль» Джона Форда. Картина «Тринадцать» стала первым советским истерном и была по достоинству оценена в Голливуде. В 1943 г. на ее основе Золтан Корда снимет фильм «Сахара» с Х. Богартом.

В том же 1937 году получил предложение за четыре месяца снять первый фильм о Ленине — «Восстание», который впоследствии был назван «Ленин в Октябре».

В период работы над режиссерским сценарием жил на квартире помощника начальника Главного управления кинофотопромышленности А. М. Сливкина и стал свидетелем его ареста.

За фильм «Ленин в Октябре» был награжден орденом Ленина и вступил в кандидаты ВКП(б).

В 1938 году поствил фильм «Ленин в 1918 году». В июле 1939 года был переведен из кандидатов в члены ВКП(б). В мае 1940 года был избран членом партийного комитета киностудии «Мосфильм». 23 мая 1940 года ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств, 15 марта 1941 года — присуждена Сталинская премия I степени. С октября 1940 года работал художественным руководителем и заместителем начальника Главного управления по производству художественных фильмов. В мае 1941 года был назначен начальником управления по производству художественных фильмов.

С 1942 по 1947 год также выступал как режиссёр Театра-студии киноактёра.

С 1938 года работал педагогом, с 1948 года руководил актёрско-режиссёрской мастерской ВГИКа, с 1962 года в статусе профессора. Многие его ученики стали известными режиссёрами: Тенгиз Абуладзе, Резо Чхеидзе, Григорий Чухрай, Василий Шукшин, Александр Митта, Андрей Тарковский, Игорь Добролюбов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Андрей Кончаловский, Андрей Смирнов, Резо Эсадзе, Александр Павловский, Михаил Ильенко, Самвел Гаспаров, Динара Асанова. Также преподавал кинорежиссуру на Высших курсах сценаристов и режиссёров.

Вместе с Юлием Райзманом руководил 3-м творческим объединением киностудии «Мосфильм».

В 1965 году снял документальный фильм «Обыкновенный фашизм».

В 1966 году подписал письмо двадцати пяти деятелей советской науки, литературы и искусства генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. В. Сталина.

Был членом Союза кинематографистов СССР. Автор книг и статей по вопросам киноискусства.

Михаил Ромм скончался 1 ноября 1971 года в процессе работы над документальным фильмом «Мир сегодня». Он сидел дома за рабочим столом и, как обычно, раскладывал карточки, на которых были обозначены кадры из фильма. Когда в кабинет заглянула его жена Елена Кузьмина, он сказал: «Сегодня мне что-то нездоровится. Я, пожалуй, прилягу». Жена помогла ему лечь на диван. Через несколько мгновений он умер. Фильм впоследствии был завершён его учениками Элемом Климовым, Марленом Хуциевым и Германом Лавровым и выпущен под названием «И всё-таки я верю…».

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Читать всё


озвучить
озвучить
коллекции
в коллекцию
скрыть
скрыть
орфография
орфография
играть
игра
следующий
следующий

Добавление в коллекцию карточки «Ромм Михаил Ильич»

Выберите коллекцию

Добавлено!