Орлова Любовь Петровна

Орлова Любовь Петровна

Любо́вь Петро́вна Орло́ва (29 января [11 февраля] 1902, Звенигород — 26 января 1975, Москва) — советская актриса театра и кино, певица, танцовщица, пианистка. Кавалер ордена Ленина (1939). Лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950). Народная артистка СССР (1950).

Любовь Орлова родилась 29 января [11 февраля] 1902 года в Звенигороде (ныне в Московской области) в дворянской семье. Её отец Пётр Фёдорович Орлов (1867—1938) служил в военном ведомстве. Мать Евгения Николаевна Сухотина (1878—1945) происходила из старинного дворянского рода.

Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, отдали её в музыкальную школу.

В 1919 году окончила Московскую среднюю школу. В 1919—1922 годах училась в Московской консерватории по классу фортепиано у К. А. Киппа. Из-за трудного материального положения и, возможно, также проявившейся формы болезни Меньера с поражением слуха, учёба в консерватории не была окончена. С 1922 по 1925 год училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума им. А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно брала уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра. С 1920 по 1926 год работала преподавателем музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы: «Унион» (позднее — кинотеатр повторного фильма), «Арс», «Великий Немой», «Орфеум» и выступала с концертными номерами перед киносеансами в кинотеатре «Арс».

В 1926 году вышла замуж за А. Г. Берзина, заместителя начальника административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия (Наркомзема). Будучи крайне занятыми, супруги проводили мало времени вместе, хотя А. Г. Берзин содержал её и всех родственников.

После окончания Московского театрального техникума, с 1926 по 1933 год — хористка, затем актриса Музыкального театра им. народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко (ныне — Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко).

В 1930 году муж был арестован по делу Трудовой крестьянской партии. В 1931 году был сослан в Казахстан.

Как артистка хора и кордебалета, была занята, в основном, в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях её музыкальный и драматический талант многим бросался в глаза. Но она, будучи вполне обеспеченной, не мешала другим делать карьеру. Только после того, как материальное положение её катастрофически ухудшилось из-за ареста мужа, она стала искать возможность строить свою карьеру. В 1932 году роль Периколы в одноимённой оперетте Ж. Оффенбаха вывела её из состава хора и сделала солисткой.

В 1933 году состоялась встреча актрисы с молодым начинающим режиссёром Г. В. Александровым, которая сыграла решающую роль в её дальнейшей судьбе. Она стала его женой, он снимал её в своих фильмах.

В 1933 году художник П. Вильямс посоветовал Г. Александрову сходить в Музыкальный театр В. И. Немировича-Данченко, где в спектакле «Перикола» играла 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. В тот же день они познакомились. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у режиссёра после этого не осталось.

Типаж актрисы — человек нового времени, энергичный, оптимистичный, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.

Театровед и критик В. Вульф писал:

… Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в «Веселых ребятах» у неё был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке.

Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Она выступила в главных ролях фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» где продемонстрировала многогранность своего таланта.

В 1940г вышел на экраны фильм «Светлый путь», отражающий «стахановское» движение в стране, где Орлова исполняет знаменитый «Марш энтузиастов» (Д. Актиль — И. Дунаевский) и играет роль ткачихи-многостаночницы (прототип — Валентина Гаганова).

В 1934—1945 годах — актриса киностудии «Мосфильм», в 1945—1949 — Театр-студия киноактёра (ныне Государственный театр киноактёра), параллельно певица «Гастрольбюро». Во время войны выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском. В 1949—1955 годах работала по договорам.

С 1955 года — актриса Театра имени Моссовета.

В 1974 году снят последний фильм с участием актрисы «Скворец и Лира».

Член Союза кинематографистов СССР.

Скончалась 26 января 1975 года от рака поджелудочной железы. Похоронена на Новодевичьем кладбище .

В 2014 году адвокат А. Добровинский купил дачу во Внуково, ранее принадлежавшую Любови Орловой и Григорию Александрову, а также личный архив актрисы и режиссёра.

Читать всё


озвучить
озвучить
коллекции
в коллекцию
скрыть
скрыть
орфография
орфография
играть
игра
следующий
следующий

Добавление в коллекцию карточки «Орлова Любовь Петровна»

Выберите коллекцию

Добавлено!